Слово “разум”, то, что известно нам и произносится в повседневном языке, не отражает идеи во всей ее полноте.
Особенно то, как слово разум применяют в современной науке.
Оно передает смысл чего-то, являющегося следствием материи или энергии.
Но, согласно убеждениям мистика, разум является первичным элементом, или причиной, равно как и следствием.
В то время как наука признает его как следствие, мистик видит в нем причину.
Могут сказать: “Как может разум создать эту плотную землю, которая есть материя?
Молодец "мистик"!
За этим должна стоять энергия”. Но такой вопрос возникает потому, что мы отделяем разум от энергии или материи. На самом деле дух есть материя, а материя есть дух, плотность духа есть материя, тонкость материи есть дух. Разум становится познаваемым, превращаясь в плотность, эта плотность, проявленная самой себе, создает два объекта: ЗАТ — “я”, и СИФАТ — то, что знает “я”. А вслед за тем с необходимостью является третий объект, посредник, с помощью которого “я” знает то, что оно знает: НАЗАР — зрение, или ум. Суфийские поэты в своих стихах дали описание этих трех понятий как Багх, Бахар и Бульбуль — Сад , Весна и Соловей . Именно эти три аспекта жизни лежат в основе идеи Троицы. В тот момент, когда все три осознаются как одно, цель жизни выполнена. Hazrat Inayat Khan.
И что же - тогда можно ложиться и спокойно помирать?