Если посмотреть на вопрос с мистической точки зрения, можно видеть, что любовь имеет два аспекта. Любовь сама по себе и её тень, падающая на землю. Первая - небесная, а вторая - земная. Первая развивает в человеке самоотречение, а вторая делает его ещё более эгоистичным, чем он был до этого. В сердце, пробуждённом для любви, возрастают такие добродетели, как терпимость, милосердие, всепрощение и сострадание. А слабости, подобные ревности, ненависти и всех видов предубеждений, возникают, когда тень земной любви падает на сердце смертного. Первый вид любви возносит человека к бессмертию, а второй превращает бессмертную душу в смертное существо.// Откликнулось?
Ты не просветленный, ты демон тьмы.
В поисках Истины первый и последний урок — это любовь. Не должно быть ни разделённости, ни «Я есть, а Тебя нет». До тех пор, пока человек не достигнет сознания самоотверженности, он не сможет познать жизнь и истину. Хазрат Инайят Хан. Чаша Саки. «In man's search for truth, the first lesson and the last is love. There must be no separation, no «I am» and «thou art not». Until man has arrived at that selfless consciousness, he cannot know life and truth.» Комментарий Пир-о-Муршид Инайят Хана:
Поэт сказал, что первый шаг в любви учит самоотверженности, если этого не происходит, значит, человек идёт в неверном направлении, даже если сам называет это любовью. С самых первых мгновений жизни на земле человек учится словам «я есть», и только любовь учит его говорить «Ты есмь, не я». Потому что ни одна душа не может одновременно любить и утверждать собственное существование. То, что суфии называют «риязат», процесс достижения, есть ни что иное, как постоянное углубление в святые земли, которые есть сердце человека. Несомненно, в самой глубине он найдёт живую воду. Однако, только копать, углубляться, недостаточно. Несомненно, любовь и преданность помогают раскрыть достоинства, скрытые в душе, такие как качества искренности, благодарности, нежности и всепрощения, все то, что создаёт гармоничную атмосферу, и то, что сонастраивает человека с жизнью, со святой жизнью и с жизнью внешней. Все эти добродетели возникают, без сомнения, из зажжённого в сердце пламени любви. Но также существует возможность, что в процессе погружения, углубления, человек встречает лишь грязь и теряет терпение. Так впоследствии возникает смятение, недовольство и человек сам отказывается от дальнейших поисков. Только терпеливая настойчивость достанет воду из-под земли; потому что пока человек достигнет вод жизни, ему придётся перекопать много грязи. Не любовь, а претензии на неё заставляют самоутверждаться. Первый и последний урок любви в том, что «меня нет - лишь ты есть», и пока человек не пришёл к такой самоотверженности, он не знает ни справедливости, ни права на истину, его эго стоит выше его или между ним и Богом.