Единственное, что может характеризоваться как нереальная реальность, это наше ощущение собственной обособленности и представление о конечном, как о чем-то независимо существующем в Бесконечном. Это ощущение и это представление необходимы для практической деятельности внешней личности, они позволяют достигать определенных результатов и оправдываются этим; поэтому для конечного рассудка и конечного самовосприятия они реальны: и даже когда мы отступаем от конечного сознания и погружаемся в сознание сокровенного и бесконечного, переходим от внешней к подлинной Личности, конечное или индивидуальное продолжает существовать, но уже как бытие, сила и проявление Бесконечного; оно не обладает независимой или изолированной реальностью./// Поняли, что написано?
Реальность индивидуального не нуждается в индивидуальной независимости и полной обособленности и не слагается из них. С другой стороны, неизбежное исчезновение этих конечных форм проявления наталкивает на мысль об их призрачности, но само по себе не делает их нереальными; подобное исчезновение может быть просто уходом из проявления. Космическое проявление Вневременного происходит в линейном потоке Времени: поэтому его формы должны быть временны на уровне внешнего проявления и вечны на уровне своей сокровенной способности к проявлению; ибо они всегда неявно и потенциально присутствуют в том, из чего возникают, – в первооснове вещей и в сокровенном сознании: вневременное сознание всегда может реализовать их неизменный потенциал и превратить в реалии времени. Мир был бы нереален только в том случае, если бы он сам и его формы были бы эфемерными образами, воображаемыми творениями сознания, которые в Реальности предстают как чистые иллюзии и затем исчезают навсегда. Но если проявление или способность к проявлению вечна, если всё является бытием Брахмана, Реальностью, тогда нереальность или иллюзорность не может быть фундаментальной характеристикой вещей или космоса, в котором они проявляются.
Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная