НИ
Некто Из ...

Центральная тема духовных традиций — «Познай себя».
И кто же этот «я»?

101
1
2
Ответы
Nikola Mahkov
Nikola Mahkov

-мы!-

3
1
НИ
Некто Из ...

Верно, что Божественная реальность, Дух, Бог — присутствует повсюду, и в любом месте можно осознать Божественное и соединиться с ним. Но еще более верно то, что легче пробудиться к Божественному в себе и обнаружить свою тождественность с ним. Это происходит потому, что речь идет о непосредственном опыте, об осознании в себе, которое является непосредственным. Я знаю, что я рассержен: это самоосознание, которое происходит мгновенно, в отличие от моего знания о внешних вещах, которое является опосредованным и зависит от инструментов органов чувств. Именно поэтому центральная тема духовных традиций — «Познай себя».
И кто же этот «я»? Вы — не тело, не жизненная энергия, prāṇa, не ум, manas, не субстанция эмоций и чувств, citta. Вы — нечто иное: вы — душа, божественная искра, которая бессмертна. Познать эту божественную сущность в себе — значит познать свою истинную суть.
В Упанишадах говорится о пяти пурушах, присущих каждому человеку: аннамайя-пуруша, физическая оболочка, прамамайя, витальная оболочка, маномайя, ментальная оболочка, виджнянамайя, оболочка знания, анандамайя, оболочка блаженства. У большинства людей хорошо развиты и выражены только первые три, а все остальные формируются и развиваются по мере духовной эволюции. За всеми ними, как бы поддерживая их, стоит душа, психическое существо, чайтья пуруша, которое является индивидуализированной проекцией Божественной Реальности в индивидуальной структуре эволюции. Это психическое существо, душа в эволюции, антаратман, участвует в эволюции и растет по величине и уровню сознания от рождения к рождению. По мере своего развития оно выходит из-за завесы инструментальной природы, а божественное начало в человеке увеличивает свою силу и диапазон и оказывает давление на природу, заставляя ее меняться и расти в новое, божественное измерение.
Каждая часть нашего существа имеет свой характерный принцип и силу. Так, физическое тело, основанное на тамасе, обеспечивает стабильность, прочность и выносливость.

1
НИ
Некто Из ...

Существует целая система телесной культуры, которая способствует развитию этих качеств и основанных на них сил. Прана, жизненная энергия, основанная на раджасе, дает движение, силу, динамизм. Культивирование праны усиливает эти способности. Ум, в основе которого лежит саттва, представляет собой многоуровневую силу, стремящуюся к знанию. Развитие умственных способностей расширяет диапазон познания. Душа, психический пуруша, — источник чистоты, гармонии, любви, блаженства. В той мере, в какой человек открывается ее влиянию, активизирует ее в жизни, его жизнь управляется этими качествами облагороженного сознания. Жизнь становится движением от гармонии к гармонии, от любви к любви, от радости к радости по мере того, как открываются и держатся открытыми двери психического.
И это имеет огромное практическое значение в духовной жизни. Ведь в садхане от ищущего требуется искоренить свои животные элементы, очиститься от примесей низшей природы, избавиться от волнений и возбуждений раджасических импульсов. Это было бы непосильной задачей, если бы человек действовал только усилием воли и навязывал себе дисциплину отказа. Подъемы подсознательного и несознательного непредсказуемы, и путь, действительно, становится хождением по «острию бритвы». Безопаснее и надежнее идти по более твердой почве, и это — позитивный путь открытия психическому влиянию, антаратману, который является непреходящим источником чистоты, сладости, сострадания и всех богоустремленных движений.

1
Nikola Mahkov
Nikola Mahkov

-точно-

1