Осознание – это особая привилегия человека. Животные выполняют действия, совершенно не зная, что они их выполняют. Человек обладает такой способностью, но редко ею пользуется. Большинство из нас полностью погружены в свои мысли и физические тела, настолько, что мы воспринимаем свои действия, как свою сущность. Осознавая, мы обретаем способность наблюдать за собой и видеть насколько поверхностна, в действительности, наша личность, слагающаяся из ума и тела. Осознание приводит нас к пониманию того, что наше естество – это нечто иное, чем ум и тело. Тело и ум – всего лишь наши грубые оболочки. Йога стремится повышать осознание так, чтобы человек действительно мог наблюдать за собой, своей телесной деятельностью и своими умственными процессами./// Хоть это понятно?
Абсолютно понятно. Уже сел в позу лотоса.
Для большинства людей слово «осознание» означает про сто осведомленность, или знание. Мы часто говорим: «Я осо знаю то то и то то», имея в виду, что мы что то знаем. В йоге это также означает знание, но одновременно и нечто гораздо большее. Осознание в широком смысле означает «понимать, знать, чувствовать то, что происходит вокруг нас». Оно также означает «знать то, что происходит внутри нас». Давайте более конкретно определим, что мы подразуме ваем под осознанием в йоге. Осознание – это способность отстраненно наблюдать свою умственную и физическую дея тельность. Если человек осознаёт, он становится свидетелем своих действий, как внутренне, так и внешне. Люди, кото рые никогда этого не переживали, не поймут нас, но тот, кто испытал это хотя бы однажды и на несколько секунд, знает, что мы пытаемся сказать. Смысл этого понятия очень глу бок. Если мы в состоянии наблюдать за тем, что делают наше тело и ум, это означает, что наша сущность превосходит тело и ум. Это значит, что существует нечто, способное наблюдать то, что происходит; существует нечто на заднем плане, высту пающее свидетелем действий ума и тела. Одного этого опыта достаточно, чтобы изменить ваши представления о себе. Он пробуждает нас к тому факту, что существует нечто в самой нашей основе – свидетельствующее начало. Однако немно гие из нас переживают этот опыт естественным образом, по скольку мы склонны терять себя в деятельности тела и ума. Именно это свидетельствующее начало называется осозна нием в йоге.
Человек может наблюдать мыслительный процесс так, будто он смотрит телевизор. Мысли возникают как телевизионные программы. Возьмем такую аналогию. Когда мы смотрим телевизор, большинство из нас знает, что мы не участники передачи, а только часть аудитории. Мы по настоящему не вовлечены в нее. Однако, если программа интересная, мы можем полностью по теряться в разыгрываемой драме так, что забываем о том, что мы зрители. Мы становимся частью представления. Наш мыслительный процесс похож на хороший фильм – порой эмоциональный, порой возбуждающий, в другой раз – угнетающий. Каково бы ни было его содержание, он настолько привлекателен, что большинство из нас проводят двадцать четыре часа в сутки, полностью потерявшись в поглощающих нас умственных процессах. Мы полностью вовлечены в пред ставление, которое разыгрывает ум. Фактически даже те, кто читает сейчас эти строки, скорее всего захвачены мыслительными процессами. Полностью ли вы отождествляетесь со своими мыслями в настоящий момент? Скорее всего, да.
Вовсе не так легко не поддаваться гипнотическому очарованию ума, и просто наблюдать мысли, осознавать. Когда заканчивается телевизионная программа или фильм, мы автоматически вспоминаем, что мы лишь смотрели, а не участвовали. Но все мы с самого рождения настолько потерялись в спектакле ума, что никогда не отдаем себе отчета в его поверхностной природе. Мы считаем, что все наше существо – это ум, его деятельность и тело. В то же время, мы обладаем способностью отстраняться от спектакля ума и наблюдать его как беспристрастные свидетели. Каждый из нас обладает этим потенциалом, этой возможностью, но мало кто знает о ней или использует ее. Йога специально направлена на развитие этого свидетельствующего начала. Сознание существует в каждом из нас. Нет никаких исключений. Его нельзя ни создать, ни выработать. Оно уже есть; всё, что нам нужно сделать – это настроиться на него. Нам нужно научиться осознавать. Нам нужно действовать, исходя из своей фундаментальной природы – сознания, которое ле жит в основе всей нашей физической и умственной деятельности. В действительности, мы не можем расширить сознание, ибо сознание бесконечно и вездесуще. Как мы можем расширить что то бесконечное и пребывающее везде и во всем? Единственное, что мы действительно можем сделать – это расширять свое осознание. Осознание – это параметр, который все мы способны развивать. Это способность, которую можно развивать, чтобы быть созвучным с сознанием, способность отождествляться с сознанием. Это только семантика, но она определяет, что мы подразумеваем под этими терминами.
Слишкам много букаф. Учитесь выражать свои мысли кратко.
Ты не просветленный, ты демон тьмы.
Человек это ничтожество
Для большинства людей слово «осознание» означает про сто осведомленность, или знание. Мы часто говорим: «Я осо знаю то то и то то», имея в виду, что мы что то знаем. В йоге это также означает знание, но одновременно и нечто гораздо большее. Осознание в широком смысле означает «понимать, знать, чувствовать то, что происходит вокруг нас». Оно также означает «знать то, что происходит внутри нас». Давайте более конкретно определим, что мы подразуме ваем под осознанием в йоге. Осознание – это способность отстраненно наблюдать свою умственную и физическую дея тельность. Если человек осознаёт, он становится свидетелем своих действий, как внутренне, так и внешне. Люди, кото рые никогда этого не переживали, не поймут нас, но тот, кто испытал это хотя бы однажды и на несколько секунд, знает, что мы пытаемся сказать. Смысл этого понятия очень глу бок. Если мы в состоянии наблюдать за тем, что делают наше тело и ум, это означает, что наша сущность превосходит тело и ум. Это значит, что существует нечто, способное наблюдать то, что происходит; существует нечто на заднем плане, высту пающее свидетелем действий ума и тела. Одного этого опыта достаточно, чтобы изменить ваши представления о себе. Он пробуждает нас к тому факту, что существует нечто в самой нашей основе – свидетельствующее начало. Однако немно гие из нас переживают этот опыт естественным образом, по скольку мы склонны терять себя в деятельности тела и ума. Именно это свидетельствующее начало называется осозна нием в йоге.
Человек может наблюдать мыслительный процесс так, будто он смотрит телевизор. Мысли возникают как телевизионные программы. Возьмем такую аналогию. Когда мы смотрим телевизор, большинство из нас знает, что мы не участники передачи, а только часть аудитории. Мы по настоящему не вовлечены в нее. Однако, если программа интересная, мы можем полностью по теряться в разыгрываемой драме так, что забываем о том, что мы зрители. Мы становимся частью представления. Наш мыслительный процесс похож на хороший фильм – порой эмоциональный, порой возбуждающий, в другой раз – угнетающий. Каково бы ни было его содержание, он настолько привлекателен, что большинство из нас проводят двадцать четыре часа в сутки, полностью потерявшись в поглощающих нас умственных процессах. Мы полностью вовлечены в пред ставление, которое разыгрывает ум. Фактически даже те, кто читает сейчас эти строки, скорее всего захвачены мыслительными процессами. Полностью ли вы отождествляетесь со своими мыслями в настоящий момент? Скорее всего, да.
Вовсе не так легко не поддаваться гипнотическому очарованию ума, и просто наблюдать мысли, осознавать. Когда заканчивается телевизионная программа или фильм, мы автоматически вспоминаем, что мы лишь смотрели, а не участвовали. Но все мы с самого рождения настолько потерялись в спектакле ума, что никогда не отдаем себе отчета в его поверхностной природе. Мы считаем, что все наше существо – это ум, его деятельность и тело. В то же время, мы обладаем способностью отстраняться от спектакля ума и наблюдать его как беспристрастные свидетели. Каждый из нас обладает этим потенциалом, этой возможностью, но мало кто знает о ней или использует ее. Йога специально направлена на развитие этого свидетельствующего начала. Сознание существует в каждом из нас. Нет никаких исключений. Его нельзя ни создать, ни выработать. Оно уже есть; всё, что нам нужно сделать – это настроиться на него. Нам нужно научиться осознавать. Нам нужно действовать, исходя из своей фундаментальной природы – сознания, которое ле жит в основе всей нашей физической и умственной деятельности. В действительности, мы не можем расширить сознание, ибо сознание бесконечно и вездесуще. Как мы можем расширить что то бесконечное и пребывающее везде и во всем? Единственное, что мы действительно можем сделать – это расширять свое осознание. Осознание – это параметр, который все мы способны развивать. Это способность, которую можно развивать, чтобы быть созвучным с сознанием, способность отождествляться с сознанием. Это только семантика, но она определяет, что мы подразумеваем под этими терминами.
Для большинства людей слово «осознание» означает про сто осведомленность, или знание. Мы часто говорим: «Я осо знаю то то и то то», имея в виду, что мы что то знаем. В йоге это также означает знание, но одновременно и нечто гораздо большее. Осознание в широком смысле означает «понимать, знать, чувствовать то, что происходит вокруг нас». Оно также означает «знать то, что происходит внутри нас». Давайте более конкретно определим, что мы подразуме ваем под осознанием в йоге. Осознание – это способность отстраненно наблюдать свою умственную и физическую дея тельность. Если человек осознаёт, он становится свидетелем своих действий, как внутренне, так и внешне. Люди, кото рые никогда этого не переживали, не поймут нас, но тот, кто испытал это хотя бы однажды и на несколько секунд, знает, что мы пытаемся сказать. Смысл этого понятия очень глу бок. Если мы в состоянии наблюдать за тем, что делают наше тело и ум, это означает, что наша сущность превосходит тело и ум. Это значит, что существует нечто, способное наблюдать то, что происходит; существует нечто на заднем плане, высту пающее свидетелем действий ума и тела. Одного этого опыта достаточно, чтобы изменить ваши представления о себе. Он пробуждает нас к тому факту, что существует нечто в самой нашей основе – свидетельствующее начало. Однако немно гие из нас переживают этот опыт естественным образом, по скольку мы склонны терять себя в деятельности тела и ума. Именно это свидетельствующее начало называется осозна нием в йоге.
Человек мо жет наблюдать мыслительный процесс так, будто он смотрит телевизор. Мысли возникают как телевизионные программы. Возьмем такую аналогию. Когда мы смотрим телевизор, боль шинство из нас знает, что мы не участники передачи, а только часть аудитории. Мы по настоящему не вовлечены в нее. Од нако, если программа интересная, мы можем полностью по теряться в разыгрываемой драме так, что забываем о том, что мы зрители. Мы становимся частью представления. Наш мыслительный процесс похож на хороший фильм – порой эмоциональный, порой возбуждающий, в другой раз – угне тающий. Каково бы ни было его содержание, он настолько привлекателен, что большинство из нас проводят двадцать че тыре часа в сутки, полностью потерявшись в поглощающих нас умственных процессах. Мы полностью вовлечены в пред ставление, которое разыгрывает ум. Фактически даже те, кто читает сейчас эти строки, скорее всего захвачены мыслитель ными процессами. Полностью ли вы отождествляетесь со сво ими мыслями в настоящий момент? Скорее всего, да.
Вовсе не так легко не поддаваться гипнотическому очарованию ума, и просто наблюдать мысли, осознавать. Когда заканчивается телевизионная программа или фильм, мы автоматически вспоминаем, что мы лишь смотрели, а не участвовали. Но все мы с самого рождения настолько потерялись в спектакле ума, что никогда не отдаем себе отчета в его поверхностной приро де. Мы считаем, что все наше существо – это ум, его деятель ность и тело. В то же время, мы обладаем способностью отст раняться от спектакля ума и наблюдать его как беспристраст ные свидетели. Каждый из нас обладает этим потенциалом, этой возможностью, но мало кто знает о ней или использует ее. Йога специально направлена на развитие этого свидетель ствующего начала. Сознание существует в каждом из нас. Нет никаких исклю чений. Его нельзя ни создать, ни выработать. Оно уже есть; всё, что нам нужно сделать – это настроиться на него. Нам нужно научиться осознавать. Нам нужно действовать, исходя из своей фундаментальной природы – сознания, которое ле жит в основе всей нашей физической и умственной деятель ности. В действительности, мы не можем расширить созна ние, ибо сознание бесконечно и вездесуще. Как мы можем расширить что то бесконечное и пребывающее везде и во всем? Единственное, что мы действительно можем сделать – это расширять свое осознание. Осознание – это параметр, ко торый все мы способны развивать. Это способность, которую можно развивать, чтобы быть созвучным с сознанием, спо собность отождествляться с сознанием. Это только семанти ка, но она определяет, что мы подразумеваем под этими тер минами.