Обучение бывает двух типов.
Один - это передача знаний изустно. Такой метод заключается в сообщении определенной информации. Он помогает развитию мысли, способствует изменению взглядов и вкусов, однако не обязательно приводит к полному преображению ученика. Главное место в этом методе занимает интуиция и практическое применение полученных знаний.
Второй метод - это обучение на собственном примере: наставник своим поведением учит вас, как следует поступать, как следует строить свою жизнь. Этот метод наиболее эффективен.!?
разным разное
Шанкара обычно тщательно разбирал стихи, сочиненные учениками, прежде чем включить их в собрание "Бхаджа Говинда". Он призвал к себе Ананда-гири и спросил, что именно он имел в виду, когда написал, что для преданного достаточно прочесть лишь малую часть Бхагавад-Гиты. Он усомнился, возможно ли постичь всю мудрость шастр, ознакомившись всего лишь с одним из семисот стихов Бхагавад-Гиты. Ответ Анандагири был прекрасен по своей простоте и убедительности. Он сказал, что одна мысль о том, что нужно прочесть все восемнадцать глав и все семьсот стихов, может сразу отпугнуть множество простых, необразованных людей. Они испугаются и даже не приступят к этому труду. Если же посоветовать им прочесть всего один стих, то они сделают это с охотой, а прочитав, увлекутся и потом будут продолжать чтение каждый день.
Это все равно, что кормить ребенка. Вначале вы даете ему небольшие порции сладкой, мягкой пищи и лишь постепенно приучаете к рису и прочей, более основательной пище. Потом у него разовьется аппетит, и он будет требовать все больше и больше. Так и с Бхагавад-Гитой: дайте простому человеку переварить маленький кусочек ее, а дальше у него самого выработается аппетит, и он захочет прочесть еще и еще. Тогда Шанкара спросил, что именно имел в виду Ананда-гири, когда написал, будто и малого глотка воды из Ганги довольно будет верующему. Ананда-гири ответил и на этот вопрос: Ганга - река священная; она для всех нас как родная мать. Ей обязана наша страна уважением и высоким положением в мире. Общеизвестно, что вода из Ганги не теряет своих качеств: она всегда остается свежей. В ней содержатся вещества, дающие здоровье и силы. Воды Ганги священны, ибо эта река берет свое начало от стоп Вишну, поэтому даже одна капля ее воды целебна. Более того: протекая через три мира, она имеет три названия, и каждое из них связано с одним из конкретных ее свойств. По земле она течет под именем Бхагиратха. В небесах она струится, именуясь Мандакини.
В подземном мире она протекает, называясь Бхогавати. Три гуны, или свойства - саттва-гуну, тамо-гуну и раджо-гуну несет она в себе. Одна и та же Ганга протекает через три различных периода времени: прошлое, настоящее и будущее. Таковы ее необычайные особенности.
Однако Шанкара не удовлетворился этим ответом. Желая проникнуть более глубоко в смысл стиха, он попросил далее Ананда-гири разъяснить его слова о трех мирах. "Как человек способен объять своим разумом эти три мира?" - спросил Шанкара. Ананда-гири отвечал: "Тот, кто признает единство всего сущего, тот, кто черпает в этом спокойствие и мир души, должен считаться пребывающим в небесах. Тот же, кто проводит грань между насекомыми, животными и птицами с одной стороны и человеком - с другой, кто полагает, будто человек - существо высшего порядка и заслуживает бессмертия, тот обречен существовать в мире смертных, то есть в мартья-локе, где обитают люди". Далее Ананда-гири сказал, что есть еще и третья группа людей. Это те, которые, скрываясь под личиной человека, на самом деле существуют, как животные: они проявляют эгоизм и алчность, не знакомы со священными заповедями шастр и Вед, и потому их следует считать обитателями низшего, подземного мира.
- БАБÁ
ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ, 1973
Глава 11 Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком
надо ему говорить -- кыш кыш ---
Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком
Анфиса, ты веником маши
Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком