Есть солнце, и есть луна, есть мужчина и женщина, есть день и есть ночь. Цвета отличаются своим разнообразием, так же и формы. Таким образом, чтобы что-то отличалось, должна быть его противоположность; если противоположности нет, мы не можем отличать. Должно быть здоровье, чтобы определить болезнь; если бы не было здоровья, а только болезнь, то болезни бы не было, она бы не определялась как болезнь. … Жизнь - это головоломка двойственности. Пары противоположностей держат нас в плену иллюзий и заставляют думать, что “это - это, а вон то - это то.” И в то же время, проливая более ясный свет на вещи, мы обнаруживаем, что в результате они совершенно отличны от того, чем мы их считали.!?
Вопрос состоит в том, с чего начать. В вас есть Сила. Предоставьте ей действовать и содействуйте ей, заняв правильную по отношению к ней позицию. Вы Сакши — тот, кто наблюдает происходящее; вы Ануманта — тот, кто дает на него согласие; вы Бхокта — тот, кто получает от него удовольствие; вы Бхарта — тот, кто оказывает ему поддержку. Поэтому распорядитесь, чтобы Сила принялась за работу, наблюдайте, как она разрешает поставленную перед ней задачу, наслаждайтесь плодами ее труда, а также помогайте ей заботой о «сосуде» (Адхаре), в котором она делает свое дело. Не разрушайте его небрежением или перенапряжением. Будьте уверены, ваша Воля неисчерпаема. Вы Джнята — тот, кто знает: не уклоняйтесь ни от какого знания, являющего себя вам. Заняв описанную здесь позицию, не покидайте ее, что бы ни случилось у вас в жизни или в Садхане. Больше вам ничего делать не нужно. Остальное сделает Кали. Не беспокойтесь, не волнуйтесь, не торопитесь — перед вами вся вечность, к чему торопиться? Только не погружайтесь в апатию и не тратьте попусту время.
Видя природу и характер вещей, суфий говорит, что не так уж и важно различать противоположности. Что гораздо более важно, так это узнавать того Единого, что стоит за всем этим. И естественно, что осознав жизнь, суфий взбирается по лестнице, ведущей его к единству, к идее единства, которая приходит через синтез жизни, видит Единого во всех вещах, во всех существах.
(http://wahiduddin.net/mv2/XIV/XIV_2_12.htm)