Всё поистине меняется, когда мы постигаем глубины и высоты сознания и объединяем их в одной вездесущей Реальности. Если мы внимательно присмотримся к фактам нашего и мирового бытия, то обнаружим неизменную целостность существования – даже его бесчисленное многообразие обусловливается и поддерживается единством; хотя само внешнее многообразие также неоспоримо. Мы видим, что единство преследует нас повсюду: более того, когда мы погружаемся в глубины, мы обнаруживаем, что не существует никакого непримиримого дуализма; противопоставления и противоположные понятия, созданные интеллектом, существуют только как аспекты изначальной Истины;/// Осознали?
единство и многообразие являются полюсами одной и той же Реальности; двойственности, смущающие наше сознание, представляют собой полярные истины одной и той же Истины бытия. Всё многообразие существования превращается в многогранность одного Бытия, одного Сознания Бытия, одного Восторга Бытия. Так, мы уже знаем, что боль и наслаждение на самом деле не противоречат друг другу, ибо боль – это одно из проявлений восторга существования, воспринимаемого искаженно, как что-то противоположное, из-за слабости реципиента, его неумения ассимилировать воздействующую на него силу, его неспособности выдерживать прикосновение, которое, будь он сильным, ощущалось бы как блаженство; боль является лишь извращенной реакцией Сознания на Ананду, а не чем-то фундаментально противоположным Ананде: это красноречиво доказывает тот факт, что боль можно превратить в наслаждение и наоборот, а оба ощущения – в изначальную Ананду. И точно так же любая форма слабости на самом деле является специфическим проявлением одной божественной Силы-Воли или одной Космической Энергии; на слабость следует смотреть как на способность этой Силы определенным образом сдерживать, ограничивать и соизмерять свою деятельность; слабость или неумение – это отказ «Я» проявлять весь свой потенциал или недостаточное действие Силы, а не что-то фундаментально ей противоположное. А если это так, тогда то, что называем Неведением, также может и неизбежно должно быть не чем иным, как могуществом одной божественной Всеведущей Воли или Майи; это способность Единого Сознания (аналогичная способности Силы-Воли) определенным образом регулировать, сдерживать, ограничивать, соизмерять деятельность своего Знания. Тогда Знание и Неведение перестают быть двумя непримиримыми принципами (один из которых творит реальность мира, а другой отрицает и разрушает её) и становятся сосуществующими силами, которые одновременно присутствуют в самой вселенной и по-разному управляют ее процессами, но, по сути, являются единым целым и способны путе
Тогда Знание и Неведение перестают быть двумя непримиримыми принципами (один из которых творит реальность мира, а другой отрицает и разрушает её) и становятся сосуществующими силами, которые одновременно присутствуют в самой вселенной и по-разному управляют ее процессами, но, по сути, являются единым целым и способны путем естественной трансформации переходить друг в друга. Однако если спуститься на уровень их фундаментальных отношений, то Неведение не может быть равно Знанию, оно будет зависеть от него и представлять собой ограничение или сужение Знания.
Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная